Почему у крохи не получаются простые, казалось бы, звуки К, Г, Х? Чтобы исправить положение , важно найти причину.
Чаще всего такие милые ошибки проходят сами собой к 4 годам. Если такого не происходит, родителям надо обратиться к логопеду либо самому попытаться исправить ситуацию, используя подручные средства.
Зри в корень.
Возможно, всё дело в особенностях строения языка и нёба. И ошибки в произношении - это проявление механической дислалии. Может быть, корень языка слабо выражен и не хочет подниматься вверх на звуках К, Г, Х? Эти звуки предполагают высокий подъём корня языка.
Поборемся?
Сначала язычок превращается в борца, который должен победить в схватке с... пальцем. Соревнование веселое, поэтому ребёнок непременно улыбается, а ротик его приоткрыт. Взрослый, обернув марлей или носовым платком тщательно вымытый палец, упирается им к кончик языка малыша. Теперь - отодвиньте весь язык назад... Язычок-борец старается вытолкнуть соперника с "ковра". При этом задняя часть языка приподнимается.
Но, увы... все усилия тщетны. Победил соперник.
А взрослый тем временем кладёт палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает его дальше. Язычок сопротивляется из последних сил! Нет, всё-таки поражение. Язычок ведь занял нужную позицию, корень его приподнялся, а малыш ощутил высокий подъём, или, "горочку" спинки языка. Это уже победа! Подобная борьба ведётся до тех пор, пока язычок не научится самостоятельно делать и удерживать "горочку".
Теперь покатаемся с "горки". К этому времени малыш должен уметь удерживать язычок в положении "горочка". Положите на детскую ладошку ватный шарик. Корень языка поднят. Не опуская его, надо толчками выдохнуть и сдуть шарик с ладошки. При выполнении упражнения должен получится звук К. Возможно, желанный звук появится после нескольких попыток.
Наши помощницы.
Если вызвать звук К с помощью упражнения не удалось, попробуйте другой способ. Возьмите чайную ложечку. Предложите малышу произнести слоги: ТА-ТА-ТА...Черенком ложечки отодвиньте язык, осторожно надавливая на переднюю часть его спинки. Нажимать следует в тот момент, когда кроха произнесёт Т. На звуке А ложечка убирается. Слоги ТА-ТА-ТА... ребёнок произносит медленно, достаточно широко раскрывая рот в улыбке. В зависимости от степени продвижения языка сначала может получиться слог ТЯ, потом - КЯ. Продолжайте равномерно надавливать на язычок, ловите тот момент, когда ясно зазвучит КА. Это положение должен запомнить малыш.
Звук Г ставится подобным образом, но от слога Га.
Закрепляем!
Когда звуки К, Г поставлены, их мягкие варианты К', Г' в произношении крохи проявляются без проблем. Необходимо лишь закрепить успехи на материале слогов, слов и фраз. Слоги неоднократно повторяются: КА-КА-КА, КО-КО-КО, КИ-КИ-КИ, ГУ-ГУ-ГУ... Подобрать слова также не составит труда.
Хитрецов - на мороз!
Остались не поставленными звуки Х и Х'? Постараемся вызвать путём подражания. К примеру, что бывает с руками на улице? Верно, они мёрзнут. Так согреем ладошки! Поднесём их ко рту и подуйте тёплым воздухом. При этом слышится звук Х. Пусть малыш проделает тоже самое. Если не получилось, то беритесь за ложечку. Вы отодвигаете язычок, а малыш произносит слоги: СА-СА-СА. Технология постановки звука та же, что и при К. Здесь тоже могут быть промежуточные варианты: СЯ,ХЯ. Но в результате всё-таки ХА!
Источник - Журнал "Мой ребёнок", автор - Елена Германовна Карельская.
Более подробно ознакомиться с ассортиментом вы можете в каталоге нашего интернет-магазина