+7 (495)008-59-26 +7 (967)008-44-47
Моя корзина
Корзина пока пуста
Товаров в корзине: 0
на сумму 0.00 РУБ

Полезные статьи Это интересно

Сюжетно ролевые игры для дошкольников

Во времена дошкольного детства личность ребенка начинает свое формирование и то, как это происходит, определяет будущее развитие личности. Для ребенка, особенно маленького, главный вид деятельности – это игра, в ней он начинает себя воспринимать как член коллектива. Дети учатся оценивать друг друга, формировать собственное общественное мнение, у них начинает появляться чувство «мы». Поэтому важно правильно организовать с ними игры, воспитать с их помощью в детях основы нравственности.

Место, занимаемое ролевыми играми в детской жизни.

Любая игра для детей – это средство их развития, психического, физического, а также социального. Играя, ребенок приобретает общественный опыт, усваивает действительность, которая его окружает. Сюжетно-ролевые игры в детском саду являются творческими, их создают сами малыши, и в них отражается, что они видят вокруг, включая поведение взрослых. В подобных играх впервые в жизни маленького человека появляется социальная мотивация, ребенок с их помощью занимает в обществе определенное место.


сюжетно ролевые игры в детском саду

Сюжетно ролевые игры в детском саду.


К сожалению, игры сюжетно-ролевого плана в детских садиках стали в последнее время терять свое значение, поскольку дети слишком загружены в интеллектуальном отношении. Родители настаивают, чтобы их детей более серьезно готовили к школе, и эти занятия забирают то время, которое можно было занять игрой. И если в младшем возрасте еще есть время для игр, то в старших группах у детей слишком много занятий, и на игры просто не хватает времени.

Если еще и в семье на совместную игру взрослых с детьми смотрят как на бесполезно потраченное время, дело совсем плохо: ребенок теряет возможность развивать творческие навыки, остается социально неразвитым, оказывается в стороне от коллективных отношений в детской группе. Для ребенка игра – это продолжение самой жизни, средство познавать мир, и лишать его игры – значит обеспечить неполное развитие.

Современным воспитателям детских садиков важно не забывать, что:


  1. Игра для дошкольников – важнейший вид их деятельности, и при всех прочих занятиях для игр должно оставаться свободное время. Сама природа детей обусловливает их потребность в игре.
  2. У современных дошкольников меняется субкультура игр, они увлекаются иными сюжетами и примеряют на себя другие роли. Это необходимо учитывать при планировании процесса обучения детей.
  3. Ролевые игры в детском саду – не единственное занятие для детей. Они постепенно уступают место другим играм, делая мир малышей более разнообразным.

Ролевые игры и возраст детей.


В три года ребенок практически ничего не делает просто так – он играет. И в простых бытовых сюжетах он начинает копировать взрослых, подражать им, получая соответствующий опыт. Играя, куклам моют руки перед едой, после чего сами дети отправляются мыть себе руки.

В более старшем возрасте воспитанников детского сада воспитатель постепенно переводит игры в разряд сюжетно-ролевых, какую-то из ролей берет себе, а детей убеждает самим назвать роль, которую они приняли. Сюжеты остаются предельно простыми, на бытовом уровне, который малыши хорошо знают – о визите к врачу, о путешествии в магазин или о поездке на машине. Воспитатель понемногу перестает быть рядовым участником игры, он начинает ее направлять.

Можно создать проблему и помочь детям ее решить. «В машине пробито колесо, что делать?» или «Мишка заболел, а доктора нет, как его лечить?» В игру вводятся предметы-заместители, что воспитывает у детей воображение.


сюжетно ролевые игры для детей

Сюжетно ролевые игры для детей.


С возрастом детей их игры становятся богаче и разнообразнее. Их темой являются отношения, возникающие между взрослыми, соответствующие их профессиям, можно использовать элементы фантастики. Ролевые игры могут проходить в маленьких группках детей, а воспитатель расспрашивает детей о том, какие роли они придумали, и почему действуют именно так.

В старших группах ролевые игры достигают своего апогея, в них появляются сюжеты из фантастики, книг, фильмов. Дети заранее составляют план игры, а потом его осуществляют. Взрослый может предложить какую-то ситуацию, основываясь на имеющемся у детей опыте, создавая проблемную задачу, которую им предстоит решать. В играх дети отлично проявляют свои способности к игровому творчеству.


Разные дети играют по-разному.


В старшем детсадовском возрасте все дети умеют играть, но в ролевой игре они могут лучше всего исполнять различные функции:


  • Ребенок-сочинитель. Он свои творческие способности проявляет при формировании игровых сюжетов. Именно он придумывает, во что дети будут играть. Это – великолепный фантазер, с ним интересно, он своими выдумками увлекает за собой детей.
  • Ребенок-исполнитель. Он лучше всего реализует замыслы, которые определяют сюжет игры, активно применяя для этого всевозможные способы – жестикуляцию, мимику, речь.
  • Ребенок-режиссер. Он регулирует течение игры, организует общение детей и персонажей, которые они изображают, в спорных и конфликтных ситуациях он выступает посредником.

Для всех детей, какую бы функцию они ни реализовали, игра остается интересной и увлекательной.


ролевые игры в детском саду

Ролевые игры в детском саду.


Сюжеты ролевых игр в детском саду.


Во что именно могут играть дети, каковы сюжеты их ролевых игр:


  • Бытовые сюжеты – самые простые и первые по времени использования детьми. Дети играют в семью, в детский садик, в те ситуации, с которыми малыш знаком с самого раннего возраста.
  • Производственные сюжеты связаны с профессией людей – это хорошо знакомые игры в магазин, в больницу, в стройку.
  • Сюжеты общественного характера – это игра в день рождения, в школу, в посещение библиотеки.

Состав сюжетов зависит во многом от тех условий, в которых живут дети. На Севере малыши, подражая взрослым, играют в охоту на оленей или моржей, малыши приморского города – в кораблестроителей. Накладывает на сюжеты игр отпечаток и эпоха: послевоенные дети много лет играли в войну, после полета Гагарина в космос строили ракеты и играли в космонавтов.

Но даже такие общеизвестные сюжеты игр, как посещение больницы, дети разного возраста обыгрывают по-разному. Младшая группа может посмотреть больному горло и померить ему температуру, те дети, которым сделали прививки, добавляют в игру уколы. А старшие дошкольники уже знают, что врачи бывают разной специализации, они выделяют роли хирурга, окулиста, ЛОР-врача. И каждый передает свойственные принятой медицинской специализации действия, успокаивает «больного». Это обусловлено опытом, который малыши к этому времени уже получили.


Подготовка к игре.


Младшие дошкольники играют в основном поодиночке, а старшие уже ведут себя, как коллектив. В их играх появляется подготовительный период – они вначале договариваются, во что хотели бы поиграть, могут распределить роли. Затем договоренность включает уже обсуждение развития сюжета выбранной игры, элементарное планирование.

Старшие дети уже имеют достаточно впечатлений, им нужна предварительная договоренность. Они внимательно распределяют роли, учитывая качество их исполнения. Дети, которые играют совместно, раньше других начинают сговариваться, поскольку они хорошо представляют себе возможности друг друга и понимают интересы каждого.

Подготовка к игре требует и создание соответствующей игровой обстановки. Перед игрой дети собирают игрушки, которые им необходимы, могут даже сами сделать те, которых им не хватает, строят себе домики и т.д. Воспитатель помогает им в этом.


сюжетные игрушки

Сюжетные игрушки.


Как организовать для детей сюжетно-ролевую игру.


Дошкольники постарше осваивают умение фантазирования, им интересно создавать элементы нового игрового мира, воплощать свои замыслы и играть совместно со сверстниками. Совместить эти потребности помогает новый способ формирования игры – это сюжетное сложение, выполняемое совместно.

При этом ребенок осваивает навыки придумывать последовательность действий, ориентируясь на партнеров и самому прислушиваясь к их мнению. Развитию этих навыков помогает участие в игре воспитателя – взрослого человека, который устраивает игру в придумывание, без каких-либо ролевых действий, исключительно на словах.

Взрослый подталкивает детей, комбинируя и согласуя различные сюжеты. Дошкольники могут в такую игру играть только вместе со взрослым, в самостоятельных играх они все равно используют игрушки, разделение на роли. Но такое умение вместе придумывать сюжет игры позволяет им свои замыслы реализовать более согласованно.

В результате и обычные игры у малышей становятся интереснее и разнообразнее. При этом достигается основная цель сюжетно-ролевых игр в детском саду – развитие у детей творческих способностей и введения детского творчества в игровую деятельность.


детские сюжетно ролевые игры

Детские сюжетно ролевые игры.


Несколько сюжетов для ролевых игр.


Воспитателю иногда бывает трудно придумывать сюжетно-ролевые игры для детей. Для облегчения его задачи предлагаем несколько вариантов таких игр:


  1. Игра в библиотеку, одного из детей делают библиотекарем, он расставляет книги на полках и поддерживает порядок. Остальные приходят к нему выбирать книги, он советует, рассказывает, о чем каждая книга. Можно и читальный зал организовать, где малыши будут за столиками рассматривать книги.
  2. Почта. Сотрудник почтового отделения наклеивает марки на конверты, заворачивает посылки и взвешивает их. Грузчик относит посылки в машину, водитель отвезет их адресатам. Посылками могут быть обувные коробки, положить в них можно книжки или игрушки.
  3. Парикмахерская. Девочки выступают в роли парикмахеров, делающих прически куклам. Они причесывают их, заплетают косички. Можно, чтобы девочки и друг другу прическу делали, но под обязательным контролем, чтобы они случайно не сделали больно друг другу.
  4. Театр. Здесь множество возможностей для воплощения. Можно сделать билеты, из одеяла придумать занавес, костюмы соорудить. Можно каждого пригласить на сцену и предложить спеть песенку или рассказать стишок или станцевать.
  5. Игра в предпринимателя. Ребенок может что-то сделать сам – вылепить из пластилина, нарисовать и продать за символические деньги. Важно, что продавать можно только то, что изготовил своими руками.
  6. Игра в детективов, расследующих происшествие в доме, где украли куклу и разбили вазу. Надо придумать свои истории, на месте преступления собрать улики.

Эти игры можно продолжать, стараясь знакомить детей не только с теми местами, где они часто бывают, но и с незнакомыми им, но с такими, о которых им желательно знать. Дети узнают, какими бывают взрослые профессии и о публичных местах, где взрослые бывают.


Более подробно ознакомиться с ассортиментом вы можете в каталоге нашего интернет-магазина

  Рейтинг@Mail.ru

Каталог детских товаров
Работает на: Amiro CMS