+7 (495)008-59-26 +7 (967)008-44-47
Моя корзина
Корзина пока пуста
Товаров в корзине: 0
на сумму 0.00 РУБ

Полезные статьи Это интересно

Выбираем головоломку

Выбираем головоломки

В этих маленьких хитроумных игрушках таится много пользы для развития ребенка. Попробуйте - не пожалеете!

"Учителя в школах делают детей знающими, изобретатели головоломкой делают детей умными", - однажды отметил "заслуженный" папа и дедушка Борис Никитин. Сам он с детства уважал головоломки и, видимо, поэтому стал понимать, как идет развитие ума ребенка. Если в этих маленьких хитроумных игрушках так много пользы, может быть, стоит проверить, есть ли они у нас дома?

Привет, мозг!

История головоломок насчитывает сотни лет, известны китайские и японские, да и на Руси знали толк в хитроумных игрушках из дерева. Современных головоломок в различных музеях и коллекциях содержится около 10 тысяч видов. Все они очень разнообразные: простые и сложные, самодельные и промышленные, из металла, дерева, пластика, картона, стекла. По характеру задач известный изобретатель и коллекционер Слокум делит существующие головоломки на десять классов.

  1. Головоломки на складывание

    Примерно треть всех изобретаемых головоломок во всем мире - на складывание. Главное достоинство - многообразие, широкая распространенность и доступная цена. В это категории - масса увлекательных и несложных игр для детей, в том числе для самых маленьких. К примеру, известные всем паззлы относятся к типу плоскостных головоломок на складывание. В продаже также много вариаций на тему старинного "танграма". Уровень сложности можно менять в зависимости от возраста и успехов. Отличная затравка для ребенка, начинающего осваивать искусство "ломать голову", - плоскостная головоломка "Пентамино": двенадцать геометрических элементов надо уложить в рамку, а кроме того, экспериментировать дальше, складывая из деталей фигуры оленя, тгра, змеи и т.д. Суть большинства подобных игр заключается в конструировании на плоскости разных предметных силуэтов, а степень сложности позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности и уровень подготовки.
    Каждая игра имеет некий комплект элементов, из которых получаются только определенные плоскостные силуэты. К примеру, из деталей "Танграма" можно складывать силуэты домашних животных, человека, буквы, из "Колумбова яйца" - птиц, а "Листик" помогает конструировать различные виды транспорта. К таким играм обычно прилагаются схемы, сложность работы с которыми напрямую зависит от того, прорисованы ли составные части (те самые элементики) или нет. Силуэтные складывать труднее. Дети охотно берутся за "Сложи квадрат" Никитина. К объемным задачкам на складывание относятся трехмерные паззлы, а также широко известные "Кубики для всех" Никитина и другие вариации на тему кубика СОМА, когда из нескольких элементов надо собрать куб 3*3*3.

  2. Разборные головоломки

    Этот вид игрушек надо разобрать, разделить на части, открыть и извлечь что-нибудь: замочки, сундучки, ящики и шкатулки с секретом. Лидеры в создании головоломок, японцы, хранят традиции аутентичных шкатулок с секретом - каракури. И секреты эти бывают настолько сложными, что радостно воскликнуть: "А ларчик просто открывался!" удается далеко не каждому.

  3. Гибкие головоломки

    Тренсформеры, калейдоциклы, игровые предметы, элементы которых соединены между собой гибкими связями. Внимания по словам экспертов, заслуживают разработки дизайнера Ирины Явнель "Загадка для цветоводов", "Пропавшая картинка". Ирина создает головоломки для детей очень яркими и интересными. Она считает, что головоломка - это загадка с обязательно прилагаемой отгадкой или специально созданный мнимый тупик, имеющий выход в соответствии с прилагаемой инструкцией. Иначе - ловушка с планом дороги к выходу. А какой ребенок не любит ловушек?

  4. Головоломки на расцепление и распутывание

    Среди математиков получили второе имя - топологические, потому что их решение связано с топологией. Это и "Запутавшиеся гвозди", и, "Сними кольцо", в ассортименте они представлены в магазинах развивающих игр. Построены головоломки (а их великое множество) на различных принципах - "путешествие петли", "обход малой дырки", "переход через большое препятствие", "удваивание веревки" и т.д. "Курские бублики" российского головоломщика Владимира Красноухова нужно перемещать, не снимая с веревки, так, чтобы маленький бублик оказался посередине.

  5. Головоломки с перемещением сегментов

    Собирающий должен упорядочить взаимное расположение элементов при ограничениях, накладываемых конструкцией. Это всеми любимые "пятнашки" и их аналоги, которые нередко называют "скользяшками". Коробочку с перемещающимися пронумерованными фишками придумал Сэм Ллойд. Не стоит недооценивать гениальную игру - она развивает умение мыслить логически, а также знакомит с числовым рядом от 1 до 15. И тренирует терпение. Кроме того, экономически эта головоломка - самый доступный вариант с точки зрения пополнения игротеки.
    Еще один знаменитый представитель этого типа головоломок - кубик Рубика. В 1974 г. венгерский профессор архитектуры Эрне Рубик придумал эту конструкцию, устав от того, что его непонятливые студенты никак не справлялись с теорией групп. Он решил продемонстрировать ее наглядно. А уже в 1980-е годы мир постигла рубикомания. Помешательство охватило всех - от спортсменов до домохозяек. Всего было продано 300 млн. кубиков, как оригинальных от автора, так и различных аналогов. За тридцать с лишним лет эта знаменитая головоломка обрела массу поклонников, проходят даже чемпионаты мира.
    Менее популярны, но не менее интересны игры русских изобретателей Анатолия Калинина "Причеши ежа", кубик Михаила Гришина.

  6. Головоломки, требующие ловкости, загонялки

    Наверняка в вашей детской коллекции был хотя бы один простенький лабиринт с металлическим шариком, который нужно было загнать в центр. В этот класс попадают двухмерные и трехмерные лабиринты, они отлично подходят для обучения и недороги.

  7. Сосуды головоломки

    По определению известного эксперта по "головоломочной части", "потешные" кубики (увидеть чудо "напейся да не облейся" можно в Оружейной палате) - сосуды с сюрпризом, который "всплывает" только после того, как вы используете предмет по назначению.

  8. Головоломки на исчезновение частей фигур

    Хорошее пособие по геометрии, ведь они основаны на парадоксах этой математической науки. Фигуры исчезают и появляются при взаимных перестановках элементов. Примеры - загадочная картинка "Таинственное исчезновение" Сэма Ллойда, короля головоломок, запантентованная им в 1896 г. Картонный круг в центре прикрепляется к картонному квадрату, по окружности нарисованы тринадцать воинов. Стоит круг немного повернуть, части воинов соединятся уже по другому, а один воин исчезнет вовсе. Задача отгадывающего - понять куда? Еще один пример головоломок этого типа - "Курочка ряба" дизайнера Валерии Мамедовой.

  9. Невозможные объекты

    Их легко узнать. Как только вы возьмете их в руки и попробуете решить, тут же захочется воскликнуть: "Это невозможно!" Но если серьезно, ребенку будет интересно, почему шарик необычно движется и как прошла деревянная стрела сквозь стеклянные стенки бутылки? Типичные примеры: "Близнецы", "Волшебная устрица", "Волчек". Задача - объяснить ребенку, как изготовлен такой хитрый объект, но еще лучше повторить такой опыт изобретателя самостоятельно. В этом, как показывает практика, нет ничего сложного. Большинство чертежей известных головоломок содержатся в подшивке журнала "Наука и жизнь" или в свободном доступе в интернете.

  10. Не распадающиеся головоломки

    Основная задача - собрать из составных элементов объект воедино так, чтобы он составлял цельную конструкцию. Как правило, обратная задача - разобрать объект - бывает также достаточно сложна, и в этом ещё одно отличие головоломок этого класса от головоломок на складывание (деревянные узлы, суперузлы, шаркунки и др).

Так чему же учат головоломки

Прежде всего они призваны развивать логическое и пространственное мышление, воображение, внимание и зрительскую память. Учат аккуратности и точности, умению анализировать. Воспитывают усидчивость и самостоятельность. Тренируют комбинаторные способности и сообразительность, подстегивают к творчеству. Механические головоломки полезны школьникам: они доступно иллюстрируют различные разделы математики, способствуют освоению физики, иллюстрируя законы механики, оптики, динамики. Не случайно кубик СОМА, в котором из определенного набора фигурок нужно сложить куб 3*3*3, Пит Хейн придумал во время лекции Гейзенберга по ядерной физике, так понимать сложную науку оказалось проще. А теперь находкой изобретателя могут пользоваться даже дети.

Терпение и труд

Созданные, чтобы доставлять удовольствие, головоломки еще и развивают детей, обогащая интеллектуально. Однако далеко не все задачи решаются легко и непринужденно. Кто не знаком с отчаянием собрать наконец кубик Рубика или загнать шарик в "сердце" лабиринта? Порой хочется забросить игрушку в дальний угол! Не складывается, не решается, не разбирается... Однако, если подумать, то именно терпеть головоломки учат в первую очередь. В жизни маленькому человечку придется не раз столкнуться с ситуациями, которые кажутся тупиковыми, из которых нет выхода. И первая реакция - отчаяние, упаднические настроения и гнев. Но ругаться на "жизнь" бессмысленно, проще глубоко вздохнуть, подумать и взяться за решение снова, но уже спокойно и выдержанно ища ответ.

По шагам

Педагоги советуют знакомить детей с играми постепенно. Допустим, вы приобрели одну из плоскостных головоломок "Танграм".

  1. Сначала покажите набор, прочитайте крохе его название. Упражняйтесь в различении геометрических фигур, пробуйте сочетать стороны и углы.
  2. На второй стадии - конструирование простых изображений: домиков, корабликов, грузовиков.
  3. Следующий шаг - составить картинку. Одинаковые по форме фигуры раскладывают в конверты по 15-20 в каждый. Сначала ребенок пытается составить картинку только из одинаковых треугольников, потом трапеций, крестов, букв Г и т.д.
  4. Ну а закономерным продолжением станет составление собственных схем.
Головоломки по воздействию чем-то сродни шахматам, шашкам, нардам, они требуют концентрации и терпения, умение просчитывать "собственные" ходы наперед. Однако в отличие от шахмат, где всегда присутствует соревновательный дух и кипят нешуточные страсти, головоломки не настраивают играющего против кого-то. Головоломка - почти всегда игра в "Эврику!" Подобно Архимеду, у ребенка есть шанс совершить маленькое открытие, и это ощущение раскрытой тайны будет прекрасной наградой победителю. Кстати, головоломки не обязательно решать в одиночестве, в кругу семьи веселее. К слову, дети нередко решают головоломки быстрее родителей, потому что мыслят не зашоренно, не стереотипно. Специально для больших и дружных семеек в продаже есть наборы из восьми и более головоломок. А для тех, кто жаждет поделиться первыми успехами, найти решение сложных комбинаций, существуют клубы любителей паззл-спорта.

Источник - Журнал "Мой ребенок", автор - Екатерина Чинарова.

  Рейтинг@Mail.ru

Каталог детских товаров
Работает на: Amiro CMS