+7 (495)008-59-26 +7 (967)008-44-47
Моя корзина
Корзина пока пуста
Товаров в корзине: 0
на сумму 0.00 РУБ

Полезные статьи Это интересно

Игры, помогающие обучению чтению

Игры, помогающие обучению чтению

Вначале немного теории

Начиная заниматься с детьми, развивать и обучать их, родители думают первым делом о том,как научить малыша читать.

Они, как правило,считают, что это самое главное звено в цепи раннего развития ребенка. Ставится четкая цель-обязательно научить чадо грамоте и желательно в кратчайшие сроки.

Но родители забывают про то,что малыша надо развивать всесторонне,что чтение - это не единственный навык, необходимый подрастающему малышу.

Принципы обучения чтению.

Начав учить ребёнка чтению, постарайтесь соблюдать некоторые принципы. Первое - не ставьте себе сроков, в течение которых вы обязательно научите малыша читать. У каждого ребёнка свои темпы освоения того или иного навыка. Двигайтесь потихоньку, подмечая, что интересно вашему малышу, а что нет. И не отчаивайтесь, если ваши усилия его абсолютно не волнуют. Значит, малыш ещё не готов к чтению. Отложите ненадолго свои старания, переключитесь на рисование или спорт. Или просто играйте в куклы, машинки, конструкторы, каждый день читайте ребёнку вслух. Читать он обязательно научится - всему своё время.

Второе - попробуйте задуматься, для чего вы хотите научить своего ребёнка читать? Если главное для вас: "Все обзавидуются!" или "Мой ребёнок гений!", то лучше не начинать вообще.Потому что вы просто замучаете своего малыша. Лучше отдайте его в дошкольную гимназию за год-два перед школой.

И последнее. Пожалуйста, не надейтесь на то, что начав читать, ваш малыш избавит вас отобязанности ежедневно читать ему вслух. Это произойдёт ещё не скоро.

Как выбрать методику?

Полки магазинов в последние годы ломятся от разнообразных азбук, букварей, толстых книг и тоненьких брошюр, которые обещают быстрое и беспроблемное обучение чтению. Что же выбрать?

Первое, что сразу стоит вычеркнуть, - это азбуки. В них каждая буква сопровождается картинкой, название которой начинается с этой буквы. Как правило, яркие и красивые книжки нравятся малышам и их родителям. Но пользы от таких азбук мало, а порой они ещё наносят вред. Каким образом? Да очень просто. Ребёнок запоминает название буквы по картинке, которая помещена рядом: "А - аист", "Н - ножницы" и так далее.

Теперь обратимся к букварям. Все они, как известно, рассчитаны на детей младшего школьного возраста, а если точнее - первоклашек. По современным теориям, обучение чтению в школе начинается со звуко-буквенного анализа и составления схем слов. Малышам дошкольного возраста такие ребусы не под силу. Они только запутывают детей и к умению читать не имеют никакого отношения. Обучив детей звуко-буквенному анализу, буквари плавно переходят к буквам, продолжая требовать составления схем слов. Миновать всё это не получается, потому что из песни слова не выкинешь, а у детей в голове образуется каша, и обучение продвигается сложно и медленно.

И ещё. Букварь, впрочем, как и азбука, предполагает ежедневное сидение за партой с книжкой в руках и монотонные занятия.

Что же остаётся?

Наиболее популярны сейчас методика Глена Домана, "Складушки" Воскобовича, "Кубики Зайцева" и его же "Складовые картинки", а также методические рекомендации Николая Буракова - ученика Зайцева.

Чтение по Доману.

Сначала поговорим о методике Глена Домана. Его методика построена на том, что малышу показывают не буквы или слоги, а целые слова, написанные на огромных картонных полосках красным цветом. Ребёнок, по мнению Домана, увидев несколько раз слово, навсегда запомнит, как оно читается. А увидев много разных слов, сам догадается о правилах чтения и начнёт читать незнакомые слова.

Весь методический материал необходимо подготовить заранее. Ребёнок несколько раз в день усаживается в нужное место и смотрит на карточки, показываемые родителями в быстром темпе.

Ежедневно нужно писать несколько новых слов на карточках строго установленного размера (50 х 10 см). Старые слова, которые ребёнок уже видел, второй раз использовать не рекомендуется.

Многие семьи окунулись в занятия по этой методике. У некоторых даже были положительные результаты: ребёнок начинал узнавать слова, написанные на карточках. Но... Разочарование наступало в тот момент, когда то же самое слово писали карандашом на бумаге или показывали в книге. Ребёнок никак не хотел узнавать в нём то, что вроде бы уже хорошо умел читать.

Складовое чтение.

Итак, мы выяснили, что малышу сложно научиться читать по буквам, освоить хитрости звуко-буквенного анализа тоже проблематично, а запомнить внешний вид всех слов русского языка просто невозможно.

Но есть ещё одно направление - складовой метод в обучении чтению. Он известен ещё со времён книги "Юности честного зерцало" и с успехом применялся Л.Н.Толстым.

Складом считается:

  • слияние согласной с гласной - то, что называется "слог слияния" (ПА, РИ, ЩУ, ЖИ, ...);
  • отдельная гласная в качастве слога;
  • отдельная согласная (В закрытом слоге);
  • согласная с любым знаком (РЬ, БЪ, МЬ)

Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-З, А-И-С-Т или Я-Б-ЛО-КО и так далее.

Годовалый младенец начинает говорить "МА-МА" по складам, а не по буквам или целым словом. По складам легче и естественней научиться читать.

В современной педагогике основоположником складового принципа в обучении стал Н.А.Зайцев. Он придумал свои знаменитые "кубики зайцева" и "Складовые картинки". За ними последовал выпуск "Складушек" Воскобовича и пособий Буракова "Складарики", "Пиши-читай" и других.

Если у Вас нет возможности купить "Кубики Зайцева" или другие готовые пособия, не огорчайтесь. Вы можете сделать ряд простых игр и пособий, используя складовый принцип.

Как сделать складовые игры и пособия?

Изготавливая игры и пособия для обучения чтению по складам, мы должны выделять склады, чтобы ребёнок видел не только все слово, но и склады, из которых оно состоит. Так малыш постепенно познакомиться с большим количеством складов, начнёт узнавать их в знакомых, а затем и в незнакомых словах.

Потом, поняв принцип чтения, запомнив буквы, ребёнок начнёт читать слова, написанные обычным образом.

Нежелательно выделять склады, используя дополнительные знаки: ставить черточки между ними, обводить кружочками. Лучше всего маркировать склады разным цветом, а точнее, оттенками одного из цветов. Итак, подойдут тёмно-синий и светло-голубой, изумрудно-зелёный и зелёный трявяной, оранжевый и коричневый и т.д.

Первый склад выделяйте одним цветом, второй - другим, следующий - снова первым и так далее. Ударный склад надо выделить ярче остальных, ведь он "ярче" слышится. Ударный склад рекомендуется писать черным цветом.

Писать слова для игр и пособий можно от руки фломастерами.

Если у вас есть компьютер и принтер, можете распечатывать слова, а потом наклеивать их на карточки. Печатать лучше шрифтом Arial. Если принтер черно-белый, то печатайте двумя оттенками серого (50 и 25 %), а ударный склад - черным.

Активный словарь.

Подрастающий малыш ежедневно пополняет свой словарный запас.

Послушайте, что говорит ваш ребёнок, и запишите. Теперь подумайте, какие слова вы можете проиллюстрировать. Напишите их на небольших листочках крупным шрифтом, выделяя склады.

Листочки вставьте в старицы фотоальбома. На одном развороте должно быть одно слово, чтобы не сбивать малыша с толку. После каждого слова на следующем развороте разместите картинку, иллюстрирующую это слово.

Занимайтесь со словариком каждый день, называйте малышу слова, показывайте картинки.

Через некоторое время перед тем, как произнести следующее слово, сделайте паузу. Возможно, малыш сам произнесёт слово, которое будет у него перед глазами. Конечно, это ещё не чтение. Он просто запомнит порядок слов.

В один прекрасный момент переставьте все слова и картинки в альбоме. Малыш начнёт путаться. Но постепенно он запомнит внешний вид слова и будет правильно его называть.

Главное в занятиях со словариком - научить ребёнка не бояться произносить вслух написанное слово.

Кто как говорит?

Малыши очень любят звуко-подрожательные слова. Они с восторгом изображают, как мычит корова или лает собака, как гудит паровоз или сигналит машина.

Напишите такие звуко-подрожательные слова на листочках картона, выделяя цветом склады (если их больше одного). Можно написать эти слова кубиками.

Подготовьте картинки или игрушки, изображающие животных и предметы, издающие нужные звуки. Если ничего этого нет, то используйте любую книжку с подходящими картинками.

Показывая малышу картинку, изображающую корову, скажите:"Как корова мычит? "МУ" - и покажите карточку с соответствующей надписью. Таким образом изучите все имеющиеся карточки.

Когда ребёнок будет хорошо знаком с карточками, попросите его подобрать надписи к картинкам и игрушкам. Такие простые слова ребёнок быстро начнёт узнавать и прочитывать.

Назови слово.

Эта игра развивает у детей фонематический слух и готовит их к обучению чтению.

Играть в неё можно с совсем не читающими детьми.

Можно проводить игру с использованием дополнительных материалов и устно.

Ведущий показывает склад (открытый слог), например "КА" или "МИ". Потом называет несколько слов (из любых частей речи), в которых встречается этот склад. Он может быть в начале, в середине или в конце слова.

Нужный склад выделяется голосом, на нём как бы делается акцент, даже если склад безударный: "КА"- "собаКА", шКАф", "КАтя" и так далее; "МИ"- "МИлый", "каМИн и т.д.

После того как ведущий назвал склад и несколько слов, в которых он встречается, в игру вступают дети.

За каждое правильно названное слово игрок получает очко. За редкое, необычное слово или то, в котором такой склад встречается дважды, игрок получает два очка. Называя склад, взрослый может показывать нужный склад на кубике или таблице.

После нескольких игр дети сами будут узнавать склады.

Имена и знакомые слова.

Напишите на листках бумаги или картона имя ребенка, имена мамы, папы, бабушек, дедушек, братьев, сестер. На таких же карточках напишите слова: "Я", "МАМА", "ПАПА", "БАБУШКА", "ДЕДУШКА", "БРАТ", "СЕСТРА". Во всех словах должны быть выделены склады.

Несколько раз покажите карточки ребенку и прочитайте все слова.

Попросите ребенка назвать то или иное слово.

Разложите слова "МАМА", "ПАПА" и остальные. Читая, разложите около них имена.

Затем, напишите склады, которые составляют данные слова, на других, маленьких карточках.

Возьмите образец (слово, написанное целиком) и отдельные склады. Предложите ребенку составить из складов такое же слово, как на корточке. Затем перемешайте части двух-трех слов и предложите собрать их по образцам.

Затем усложните задачу, уберите образец.

Соединяем склады в слова.

Напишите на листке бумаги слева начальные склады двух-трёх слов, а справа окончание этих слов(не по порядку). Слова, конечно, должны быть знакомыми, очень простыми, состоящими из двух складов.

Попросите ребёнка подобрать к началу каждого слова его конец и соединить их. Если малыш затрудняется, прочитайте один склад слева, а затем прочитайте и покажите все склады справа. Возможно, после этого малыш поймёт, какой именно склад из правой колонки нужен.

Когда ребёнок справится с этим заданием, усложните его. Прочитайте несколько раз все склады их двух колонок, а потом попросите угадать, какие слова из них можно составить, и предложите правильно соединить все склады.

Классики.

1-ый вариант

Гуляя с ребёнком, предложите ему поиграть в необычные классики. Форма их может быть различной - квадрат или прямоугольник. Клетки должны быть небольшими, чтобы было удобно перепрыгивать или перешагивать с одной на другую.

Заранее придумайте несколько слов, в которых повторяются одни и те же склады. Например, склады РА, МА, ГО, К, НО, Ж, КО, С, ГА, НЬ, ЛИ повторяются в словах: РАМА, МАМА, ГОРА, РАК, МАК, НОЖ, КОРА, КОТ, НОС, НОГА, НОРА, КОНЬ, ЛИСТ, ЛИРА, ТРАКТ, РАНЬ.

Взрослый показывает и называет каждый склад несколько раз, после чего дети начинают прыгать по "классикам" или перешагивать с клетки на клетку. Сначала они просто перемещаются по клеткам, называя склады. Один ребёнок по всем клеткам, затем следующий и так далее.

Затем взрослый называет слова, которые надо пропрыгать или пройти. Если игрок ошибся, он уступает место следующему.

В процессе игры одно и то же слово может достаться каждому из игроков.

2-ой вариант

Этот вариант игры повторяет игру "Соединяем склады в слова". Только склады нужно писать не на бумаге, а на асфальте мелком и не соединять их карандашом, а прыгать от первого склада ко второму.

3-ий вариант

Нарисуйте "классики" необычной формы. У них будет три колонки, а строчек от 5 до 10. В средней колонке - гласные. Игроки по очереди подходят к началу "классиков". Взрослый выдаёт карточку, изображающую согласный, или просто называет его.

Ребёнок начинает прыгать по пустой левой колонке, произнося вслух получившееся сочетание. Если игроку досталась "К", то, прыгая, он должен произносить сначала: КА, КО, КУ, КЫ, КЭ, КЯ, КЕ, КЮ, КИ, КЁ.

Если всё названо правильно, игрок получает 5 очков. За каждую ошибку снимается одно очко. Если ошибок больше пяти, игрок не получает ни одного очка.

Когда все дети по два-три раза выполнили свою задачу, переходите к следующему этапу.

Дети разбиваются на пары. Далее взрослый произносит любое слово из трёх букв с гласной в середине и говорит, кто из детей будет изображать тот или иной звук. А дети бегут и занимают нужные места в пустых клетках поля.

Если дети правильно выполнили задание, получают по два очка. Если ошибся один - одно очко, оба - ни одного. Если дети ошибаются на данном этапе, взрослый показывает или рассказывает, как надо было выполнить задание.

Складовые картинки.

Складовые картинки придумал Николай Александрович Зайцев. Их можно использовать вместе с "Кубиками Зайцева" или как самостоятельное пособие.

Сделать складовые картинки очень легко. Возьмите бумагу для черчения. Каждый лист разрежьте на две или четыре части. В верхней части получившихся карточек с обеих сторон напишите по складам нужное слово. На одной стороне карточки под подписью наклейте картинку, иллюстрирующую данное слово.

Чтобы игра получилась интересной, нужно не меньше десяти картинок.

Как играть?

Возьмите несколько картинок(четыре-шесть штук). Покажите их ребёнку лицевой стороной. Показывать нужно довольно быстро, по одной картинке, держа в руках всю стопку, заднюю карточку перекладывать вперед - так удобнее читать слова.

Показав все картинки несколько раз, две из них положите лицевой стороной вниз перед малышом. Ему будут видны только слова, без изображений. Предложите угадать, где спрятался тот или иной персонаж или предмет. Если ребёнок взял не ту карточку, не говорите, что он ошибся, просто скажите: "Здесь собака, а кошка рядом" - и переверните нужную карточку. Затем проделайте то же самое с оставшимися карточками. Если ребёнку нравится игра, возьмите ещё несколько пар картинок и повторите всё сначала.

Угаданные карточки отдавайте ребёнку, пусть он складывает их стопкой перед собой. После игры он с удовольствием будет разглядывать карточки или примется играть в них с куклами или зверюшками, изображая педагога. Постепенно ребёнок поймёт: для того, чтобы угадать, кто где спрятался, надо обращать внимание на подпись, запоминать её.

Если ребёнок имеет говорить, берите нечётное количество карточек. Последней должна оставаться та, название которой ребёнок способен произнести. Просто положите её перед малышом и спросите: "А здесь кто спрятан? Можешь угадать?" Малыш или узнает, или просто вспомнит, какой персонаж ещё не вышел из игры.

Постепенно начинайте обращать внимание ребёнка на склады, из которых состоит слово, - иногда прочитывайте слово по складам, голосом выделяя ударный склад и указывая на него. Просите малыша найти и показать на карточке склады, которые наиболее часто встречаются в словах.

Зоопарк.

Игра немного напоминает предыдущую. Необходимо сделать карточки, подобные складовым картинкам. Только изображение наклеивать не надо, лишь надписать карточки с одной стороны.

Для этой игры нужно запастись небольшими игрушками, изображающими животных. Потом сделать карточки с надписями, соответствующими имеющимся персонажам. Сначала вместе с ребёнком рассмотрите зверюшек. Если малыш не умеет говорить, назовите ему животных, покажите их и спросите, кто где. Если ребёнок уже разговаривает, пусть расскажет всё, что знает о них.

Потом разложите на полу или на столе карточки с подписями. Скажите, что это зоопарк, зверей привезли из разных мест, выделили каждому домик и любимую еду. Зверюшкам нужно попасть в свои домики. Чтобы ничего не перепутать, на каждом домике заранее сделали подписи. Теперь малыш должен помочь животным найти свои дома. Первые два-три занятия читайте название каждого домика. Впоследствии предоставляйте малышу возможность угадать, где кто должен поселиться.

Если ребёнок ошибся, возьмите на себя роль обиженного животного, изобразите грусть и скажите, что на этой клетке написано ЛЕВ и слон не хочет в ней жить.Выведите персонаж, предложите найти его место. Если ребёнок затрудняется, помогите ему найти нужный домик. Со следующим животным ребёнок должен попробовать сам.

Ребёнку постарше предложите другие правила игры. Кроме "домиков" и самих персонажей, приготовьте небольшие карточки с названием любимой еды животных, имеющихся в наборе. Все надписи сделайте по складам.

Разложите карточки-домики. Прочитайте два-три раза все названия, предложите ребёнку расселить персонажей по домам. Помогите, если это потребуется. Затем прочитайте название еды, спросите, кому она подходит, и предложите разложить карточки по "домикам".

От игры к игре постепенно уменьшайте своё участие, пусть ребёнок самостоятельно расселяет персонажей и раскладывает карточки с названием еды.

Еще, предложите ребенку развозить машины по гаражам, на которых написаны марки автомобилей. Можно раскладывать игрушки, посуду, инструменты - по ящичкам. Можно сортировать шахматные фигуры, засушенные листья деревьев (наклеенные на небольшой листок бумаги и заклеенные сверху скотчем) или что-нибудь еще, интересное для вашего ребенка.

Альбомы.

Когда ребёнок начинает учиться читать, у родителей возникает вопрос, а что же он будет читать? Где взять книги для маленького читателя? С крупным шрифтом, яркими картинками, да и чтоб текста было немного и написан он был по складам...

Попробуйте сделать простейшие книги самостоятельно. Желательно купить как минимум два, а то и три-пять магнитных фотоальбомов (формата А4), чтобы не смотреть с утра до ночи одно и то же - и вам, и ребёнку надоест. В этих альбомах картонные страницы, покрытые специальной липкой прозрачной плёнкой, которая легко отделяется. Под плёнку кладут картинки и подписи.

Магнитные альбомы очень удобны тем, что картинки и подписи можно легко заменить - универсально, эстетично, многоразово, не надо ничего клеить. А ещё - картинки защищены, и картонные страницы тоже не мнутся и не отрываются, то есть альбом можно смело давать ребёнку в руки.

Если такие альбомы слишком дорогие, купите несколько маленьких альбомов, представляющих собой папочку с прозрачными кармашками.

Можно сделать тематические альбомы, подобрав несколько изображений на одну тему. Это могут быть, например: животные, птицы, рыбы, садовые цветы, мебель, посуда, овощи, фрукты и т.п.

На каждом развороте размещайте по одной картинке, если ребёнку 1-3 года, или по 2-4, если он старше.

Если вы размещаете одну картинку, то подпись подставьте на вторую - свободную страницу. Если несколько, то подпись под каждой картинкой.

Подписи не делайте слишком мелкими и слишком большими, иначе их будет сложно читать.

Просматривая альбомы, внятно прочитывайте слово, написанное под каждой картинкой. После прочтения слова не спешите переворачивать страницу, расскажите малышу что-нибудь об изображении, буквально в двух-трёх предложениях, чтобы не наскучить ребёнку, ждущему, когда откроется следующая страница.

Источник - Энциклопедия развивающих игр (от рождения до 3 лет и старше), автор - Лена Данилова.

  Рейтинг@Mail.ru

Каталог детских товаров
Работает на: Amiro CMS